Все мы с детства знаем, как выглядят цвета. Можем представить себе красное яблоко или желтый лимон, но когда речь заходит о парах дополнительных цветов, так тут же начинаются проблемы: а как определить, какой цвет к какому дополнительный?
Даже обладая знанием теории и имея при себе отпечатанный полиграфическим способом круг Иттена нам зачастую не понятно, как подобрать пару к конкретному цвету, например, платья модели на фотографии, потому что он не такой очевидный и открытый как на цветовом круге. Все умозрительные конструкции цветовых пар понятны умом, но на практике, в реальной жизни, порой, скорее, запутывают, чем помогают.
И в то же время всем нам не редко приходится слышать от профессиональных художников, что они «видят» цвет, в том числе и дополнительный к конкретному цветовому пятну. Так что же это за магическое «видеть» цвет? Является ли это умение тайным знанием, которое необходимо приобретать 10 лет рисуя картины, или это «видение» доступно каждому и ему можно быстро научится? Спешу вас обрадовать – научится видеть контрастные пары цветов можно!
Для этого я предлагаю вам простое и понятное упражнение.
Вам понадобятся круги основных цветов спектра вырезанные из цветной бумаги. Не важно будет ли это полиграфически окрашенная бумага (например, для детского творчества) или простой белый лист окрашенный краской с помощью кисточки. Главное чтобы у вас были на руках цветные окружности размером приблизительно 12 см в диаметре. Это наиболее удобный для восприятия размер, который поможет быстро добиться результата. В принципе нарисованный на экране компьютера круг так же можно использовать, но в этом случае необходимо помнить, что вы будете видеть дополнительные пары цветов в цветовом профиле RGB, что не соответствует цветам в которые окрашены материальные объекты в жизни.
Подробнее о тонкостях рыботы в различных цветовых пространствах и о том, чем отличается цветовой круг Итенна от цветового RGB модели, Вы сможете узнать на вебинаре Анжелики Коваль «Колористика».
Цвета, которые вам необходимы: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Сядьте за стол в хорошо освещенной комнате, поверхность стола должна быть светлой, в идеале белой, если необходимо застелите стол большим листом белой бумаги. Положите перед собой первый круг (можно начинать с любого цвета, но я бы рекомендовала красный) и смотрите на него очень внимательно, концентрируясь на его цвете. Цель в том, чтобы сфокусироваться именно на цвете, оставив за гранью внимания поверхность листа, какие-то шероховатости бумаги и прочее, абстрагировать ум от анализа того, что он видит (ведь видим мы прежде всего умом, а не глазами, об этом мы будем подробно говорить на вебинаре по колористике) и погрузиться в безмолвное созерцание.
Усиливайте концентрацию. Через несколько минут от цветового круга начнут отделятся фантомные светящиеся тени в виде сфер вокруг основного цвета. Эти светящиеся сферы и будут окрашены в цвет, дополнительный к лежащему перед вами цветовому кругу. Проработайте аналогичным образом все цвета и зафиксируйте результаты.
Как правило, достаточно лишь однажды увидеть этот эффект и его получение с любым объектом наблюдения будет получаться легко и просто, достаточно лишь сконцентрироваться и внимательно смотреть на его цвет. Овладев этим приемом, вам уже не понадобится шпаргалка в виде круга Иттена, вы всегда будете идеально подбирать пары дополнительных цветов!
Это особенно важно потому, что полиграфия (как и любая отрасль, работающая с пигментными красками) не отражает реальных, то есть идеальных, цветов спектра видимого цвета и передает их с искажениями. Если же вы будете «видеть» конкретный цвет того объекта с которым вы работаете, то будете подбирать дополнительную пару ВСЕГДА идеально, безошибочно чувствуя цветовую гармонию.
Развивайте свое видение, это один из основных инструментов фотографа!
© Анжелика Коваль, 2015.
Хотите узнать больше? - Записывайтесь на вебинары Анжелики Коваль «Композиция» и «Колористика»!
и
|